Общество созрело для великого
потрясения. Человек - в эпицентре интенсивной жизни. Все неспокойно. Все бурлит
и пенится. Полутонов почти не остается. В моде - яркие цвета и четко очерченные
силуэты. Начало 90-х... Рождаются новые организации - кооперативы и
товарищества, малые предприятия и ООО.
Разговоры об очередях за всем, о
дефиците, о том, что мало рождается детей. В магазин ходим с паспортом - нужна
прописка.
И всюду - дух отрицания, страсть
по будущему, жажда изменений. Мода на преобразования.
Шахтерские забастовки и путчи
(высшее напряжение и следующая за ним апатия), взрыв общественной активности.
Командарм Громов последним переходит мост на границе с Афганистаном. Первые
разломы на карте СССР.
Языковая картина: странный гибрид
из молодежного сленга («шнурки в стакане»), уголовного языка («чисто
конкретно», «побазарим по понятиям») и высокого религиозного штиля (грех,
покаяние). Всплывает интеллигентское словечко «как бы», вся страна пародирует
«горбачевский язык» (углубить, начить, процесс пошел).
С телеэкрана на нас обрушивается
поток публицистических передач, особенно популярны программа «Взгляд» с
четверкой молодых телеведущих. Любимые темы: кто мы, с кем мы, куда мы.
Вся страна смотрит телесериал про
выступления народных депутатов - это покруче, чем «Рабыня Изаура».
Переворот на книжном рынке:
«толстые журналы» уже доступны всякому. Некогда запрещенные книги - на любом
уличном лотке: «Дети Арбата», «Архипелаг ГУЛАГ».
Динамики разносят по стране
сиротскую лирику «Ласкового мая», Виктор Цой поет: «Мы ждем перемен!». Рушится
Берлинская стена.
У людей - жажда учиться и учить
своих детей - качественно, по-новому.
Вводится Временное Положение о
школе, согласно которому она становится юридическим лицом. Новые слова: вариативность, лицей, инновация,
экспериментальная площадка. Школа – в центре внимания всего общества. Первый
Указ Президента- «Об образовании».
Всеобщая проблема: как преподавать
историю, обществознание, литературу. Непонятно не только как, но и что говорить
ребятам. Идеология рухнула, что делать - неясно. Учитель литературы, не
«выкидывая» старых авторов, активно включает новых: Пастернака, Бродского,
шестидесятников.
Конец 80-х, начало 90-х – время
замыслов, новых образов. Позже, когда миражи растают, это время мы будем вспоминать
с ностальгией.
В это время и родился наш лицей. Стало признаваться многообразие
мнений, идей, педагогических установок. Обучающие технологии тоже разные - от
свободного обсуждения творческих работ до строгих, лаконичных академических
форм.
Родители - в основном, инженеры,
врачи, педагоги. Дети - очень разные по темпераменту, интересам, возможностям.
Установка: неперспективных нет. Требования
к ученикам - высокие.
Педагогический коллектив -
разновозрастный, сложился на конкурсной основе. Мужчин - педагогов почти
столько же, сколько и женщин. Много красивых лиц. Популярна формула: воспитание есть хорошо организованное обучение.
Отсутствие диктата по отношению к
учителю, только: «что еще вам необходимо?»
Коллектив работает с
удовольствием. Преобладающий эмоциональный настрой: дружелюбие, юмор, атмосфера
споров и обсуждений, сосредоточенность на себе, культ науки. И всепоглощающий
интерес к детям.
Администрация - 3 человека
(директор и два зама), среди которых - Генератор идей, Сподвижник, Скептик.
Команда работает слаженно, близко друг к другу, но каждый бережет свою
территорию. Вводится «горизонтальная» структура управления, где за директором –
содержательные вопросы, а за заместителями - проблемы обеспечения учебного и
воспитательного процесса. Мы работаем коллегиально, увлеченно и много. Лицей
создавался в то время, когда не надо было «прошибать стены лбом», надо только
суметь освоить то, что «само идет в руки».
Поэтому романтическое ощущение
свободы, попутного ветра и тугих парусов (так называемый витамин «оптимизма»)
присутствует в настроении каждого.
Лицеисты расстаются с некоторыми
стереотипами («Пушкин - борец за народ», «Учитель знает как надо»). Каждый новый набор - праздник встречи с
новыми интересными людьми. Достижения учеников отслеживаются в соответствии
с теми целями, которые ставятся лицеем.
Учебную дисциплину надлежит
подавать как проблему, вопрос вопросов, а не «сумму сведений», для этого
необходим самостоятельный путь и хорошая работа. Приветствуется формула: лицей - это школа семинара. Дело учителя не
в том, чтобы «переправить» знания из своей головы в голову ученика, а в том,
чтобы пробудить его ум.
В педагогический коллектив
целенаправленно отбираются люди, интересы которых не ограничиваются только
своим предметом. Лицейский учитель - не только посредник между школой и ВУЗом,
а человек, ищущий ответы на свои вопросы, хорошо знающий культурный контекст
своего предмета и видящий в своих учениках не объекты для передачи знаний, но
коллег по поискам. Это главные слагаемые
успехов наших учащихся и учителей.
Над лицеем упорно витает идея полифонического
учебного заведения. Хорошо, если педколлектив будет состоять из разного типа
педагогов, умеющих делать разное. Административный принцип: создание особых
условий тем, кто умеет делать особое, поддержка индивидуальности, помощь в
воплощении инициатив, направленных на благо.
Одна из основных задач директора -
выявлять потребности, способности, интересы всех участников образовательного
процесса и создавать ситуации для их оправдания. Обнаруживаются как бы два
прототипа лицейского учителя - Генератор идей и Педант. Их споры между собой,
разночтения - в центре общих педагогических обсуждений. И первые
административные ошибки: попытки спровоцировать появление педантичности у «Генератора»
и установки на изобретение у «Педанта». На самом деле дело требует сохранения
обоих. В ученической среде постепенно вырабатываются свои нормы поведения,
манеры, привычки. В явном почете способность к самостоятельному суждению, к
парадоксальным высказываниям, даже некоторый снобизм. Вообще характерна
«разговорчивость» детей, их повышенное вербальное развитие, небоязнь споров и
противоречий.
Сегодня качество образования
определяется тем, как ученик владеет различными способами интеллектуальной деятельности,
учебным диалогом, сопоставлением цели и результата, самооценкой и
корректировкой решений.
Известно, что мотивация к учебе у
большинства вызывается внешним воздействием (влиянием родителей, поощрение за
достижения, порицание за неуспехи и т.д.)
Мы же ставим пред собой цель
воспитать в лицеисте внутреннюю потребность в учебе, чтобы вкус к знаниям, тяга
к науке сохранялись и развивались всю жизнь. По аналогии с пушкинским «цель
поэзии - сама поэзия», так и в лицее: цель учебы - сам процесс учебы.
В этом наша сила и уверенность в
будущее.
Сегодняшние лицейские истории:
сетования родителей выпускников на то, что дети, заканчивая одно высшее
образование, перманентно учатся дальше.
- Сколько можно учиться?
А это и есть вектор развития, заданный
лицеем и временем. И еще. Некоторые лицейские преподаватели вздыхают: «Мы уже
отстаем от лицейской жизни (эти вечные ваши конкурсы, олимпиады, гранты,
неугомонность во всем), хотелось бы уже отдохнуть дома».
Но лицей их не отпустит: мы сможем
достичь многого, потому что стоим на плечах учителей-мастеров, их опыте и любви
к жизни. |