Пятница
26.04.2024
00:08
Форма входа
Категории раздела
Праздники [82]
Конкурсы [43]
Информация для выпускников [44]
Информация для поступления [19]
Новости [82]
Электронный журнал
Электронный журнал
Поиск
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Расписание звонков

 

Урок

Время

  I пара

1

8:30 – 9:15

2

9:20 – 10:05

  II пара

3

10:20 – 11:05

4

11:10 – 11:55

  III пара

5

12:15 – 13:00

6

13:05 – 13:50

 

7

14:00 – 14:45

Prezentacii.com - презентации на любые темы!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Бендерский теоретический лицей
Главная » 2011 » Август » 27 » Как это все начиналось...
14:28
Как это все начиналось...

Общество созрело для великого потрясения. Человек - в эпицентре интенсивной жизни. Все неспокойно. Все бурлит и пенится. Полутонов почти не остается. В моде - яркие цвета и четко очерченные силуэты. Начало 90-х... Рождаются новые организации - кооперативы и товарищества, малые предприятия и ООО.

Разговоры об очередях за всем, о дефиците, о том, что мало рождается детей. В магазин ходим с паспортом - нужна прописка.

И всюду - дух отрицания, страсть по будущему, жажда изменений. Мода на преобразования.

Шахтерские забастовки и путчи (высшее напряжение и следующая за ним апатия), взрыв общественной активности. Командарм Громов последним переходит мост на границе с Афганистаном. Первые разломы на карте СССР.

Языковая картина: странный гибрид из молодежного сленга («шнурки в стакане»), уголовного языка («чисто конкретно», «побазарим по понятиям») и высокого религиозного штиля (грех, покаяние). Всплывает интеллигентское словечко «как бы», вся страна пародирует «горбачевский язык» (углубить, начить, процесс пошел).

С телеэкрана на нас обрушивается поток публицистических передач, особенно популярны программа «Взгляд» с четверкой молодых телеведущих. Любимые темы: кто мы, с кем мы, куда мы.

Вся страна смотрит телесериал про выступления народных депутатов - это покруче, чем «Рабыня Изаура».

Переворот на книжном рынке: «толстые журналы» уже доступны всякому. Некогда запрещенные книги - на любом уличном лотке: «Дети Арбата», «Архипелаг ГУЛАГ».

Динамики разносят по стране сиротскую лирику «Ласкового мая», Виктор Цой поет: «Мы ждем перемен!». Рушится Берлинская стена.

У людей - жажда учиться и учить своих детей - качественно, по-новому.

Вводится Временное Положение о школе, согласно которому она становится юридическим лицом.  Новые слова: вариативность, лицей, инновация, экспериментальная площадка. Школа – в центре внимания всего общества. Первый Указ Президента- «Об образовании».

Всеобщая проблема: как преподавать историю, обществознание, литературу. Непонятно не только как, но и что говорить ребятам. Идеология рухнула, что делать - неясно. Учитель литературы, не «выкидывая» старых авторов, активно включает новых: Пастернака, Бродского, шестидесятников.

Конец 80-х, начало 90-х – время замыслов, новых образов. Позже, когда миражи растают, это время мы будем вспоминать с ностальгией.

В это время и родился наш лицей. Стало признаваться многообразие мнений, идей, педагогических установок. Обучающие технологии тоже разные - от свободного обсуждения творческих работ до строгих, лаконичных академических форм.

Родители - в основном, инженеры, врачи, педагоги. Дети - очень разные по темпераменту, интересам, возможностям. Установка: неперспективных нет. Требования к ученикам - высокие. 

Педагогический коллектив - разновозрастный, сложился на конкурсной основе. Мужчин - педагогов почти столько же, сколько и женщин. Много красивых лиц. Популярна формула: воспитание есть хорошо организованное обучение.

Отсутствие диктата по отношению к учителю, только: «что еще вам необходимо?»

Коллектив работает с удовольствием. Преобладающий эмоциональный настрой: дружелюбие, юмор, атмосфера споров и обсуждений, сосредоточенность на себе, культ науки. И всепоглощающий интерес к детям.

Администрация - 3 человека (директор и два зама), среди которых - Генератор идей, Сподвижник, Скептик. Команда работает слаженно, близко друг к другу, но каждый бережет свою территорию. Вводится «горизонтальная» структура управления, где за директором – содержательные вопросы, а за заместителями - проблемы обеспечения учебного и воспитательного процесса. Мы работаем коллегиально, увлеченно и много. Лицей создавался в то время, когда не надо было «прошибать стены лбом», надо только суметь освоить то, что «само идет в руки».

Поэтому романтическое ощущение свободы, попутного ветра и тугих парусов (так называемый витамин «оптимизма») присутствует в настроении каждого.

Лицеисты расстаются с некоторыми стереотипами («Пушкин - борец за народ», «Учитель знает как надо»). Каждый новый набор - праздник встречи с новыми интересными людьми. Достижения учеников отслеживаются в соответствии с теми целями, которые ставятся лицеем.

Учебную дисциплину надлежит подавать как проблему, вопрос вопросов, а не «сумму сведений», для этого необходим самостоятельный путь и хорошая работа. Приветствуется формула: лицей - это школа семинара. Дело учителя не в том, чтобы «переправить» знания из своей головы в голову ученика, а в том, чтобы пробудить его ум.

В педагогический коллектив целенаправленно отбираются люди, интересы которых не ограничиваются только своим предметом. Лицейский учитель - не только посредник между школой и ВУЗом, а человек, ищущий ответы на свои вопросы, хорошо знающий культурный контекст своего предмета и видящий в своих учениках не объекты для передачи знаний, но коллег по поискам. Это главные слагаемые успехов наших учащихся и учителей.

Над  лицеем упорно витает идея полифонического учебного заведения. Хорошо, если педколлектив будет состоять из разного типа педагогов, умеющих делать разное. Административный принцип: создание особых условий тем, кто умеет делать особое, поддержка индивидуальности, помощь в воплощении инициатив, направленных на благо.

Одна из основных задач директора - выявлять потребности, способности, интересы всех участников образовательного процесса и создавать ситуации для их оправдания. Обнаруживаются как бы два прототипа лицейского учителя - Генератор идей и Педант. Их споры между собой, разночтения - в центре общих педагогических обсуждений. И первые административные ошибки: попытки спровоцировать появление педантичности у «Генератора» и установки на изобретение у «Педанта». На самом деле дело требует сохранения обоих. В ученической среде постепенно вырабатываются свои нормы поведения, манеры, привычки. В явном почете способность к самостоятельному суждению, к парадоксальным высказываниям, даже некоторый снобизм. Вообще характерна «разговорчивость» детей, их повышенное вербальное развитие, небоязнь споров и противоречий.

Сегодня качество образования определяется тем, как ученик владеет различными способами интеллектуальной деятельности, учебным диалогом, сопоставлением цели и результата, самооценкой и корректировкой решений.

Известно, что мотивация к учебе у большинства вызывается внешним воздействием (влиянием родителей, поощрение за достижения, порицание за неуспехи и т.д.)    

Мы же ставим пред собой цель воспитать в лицеисте внутреннюю потребность в учебе, чтобы вкус к знаниям, тяга к науке сохранялись и развивались всю жизнь. По аналогии с пушкинским «цель поэзии - сама поэзия», так и в лицее: цель учебы - сам процесс учебы.

В этом наша сила и уверенность в будущее.

Сегодняшние лицейские истории: сетования родителей выпускников на то, что дети, заканчивая одно высшее образование, перманентно учатся дальше.

- Сколько можно учиться?

А это и есть вектор развития, заданный лицеем и временем. И еще. Некоторые лицейские преподаватели вздыхают: «Мы уже отстаем от лицейской жизни (эти вечные ваши конкурсы, олимпиады, гранты, неугомонность во всем), хотелось бы уже отдохнуть дома».

Но лицей их не отпустит: мы сможем достичь многого, потому что стоим на плечах учителей-мастеров, их опыте и любви к жизни.

Просмотров: 670 | Добавил: superlicey | Теги: бендерский теоретический лицей, лицей, теоретический лицей | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]