Пятница
03.05.2024
23:37
Форма входа
Категории раздела
русский язык [5]
литература [3]
молдавский язык [3]
украинский язык [0]
Электронный журнал
Электронный журнал
Поиск
Расписание звонков

 

Урок

Время

  I пара

1

8:30 – 9:15

2

9:20 – 10:05

  II пара

3

10:20 – 11:05

4

11:10 – 11:55

  III пара

5

12:15 – 13:00

6

13:05 – 13:50

 

7

14:00 – 14:45

Prezentacii.com - презентации на любые темы!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Бендерский теоретический лицей
Главная » Файлы » гуманитарная кафедра » русский язык

Открытый урок по русскому языку "Имя прилагательное" - 5 класс
06.12.2012, 14:07
"Имя прилагательное"

Бендеры - ты в моем сердце!

5 класс

Нанарова Н.Г (учитель русского языка и литературы)

Цели:

  • систематизировать и обобщить знания об имени прилагательном;
  • обучать умению трансформировать, дополнять и моделировать текст;
  • развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств; 
  • воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного (урок - путешествие)

Оборудование: маршрутные листы, раздаточный материал,  иллюстрации

Презентация:" Бендеры - ты в моем сердце!”

ХОД УРОКА 

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами совершим небольшую  прогулку по окрестностям наших родных мест. Поможет мне в этой маленькой  экскурсии имя прилагательное. В пути нам понадобится маршрутный лист  (Приложение 1),  в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках.
  Чтобы  правильно заполнить маршрутный лист вы должны помнить:
 

  • Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит. нам светит зелёный огонёк, который говорит: "Очень хорошо, вперёд!”

Кружок  раскрасьте зелёным цветом.

  • Если вы затрудняетесь и делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: "Внимание! Внимание!”

Кружок  закрасьте жёлтым цветом.

  • Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорелся красный свет: "Стоп!”

Закрасьте  кружок красным цветом.

  • Итак, в путь.

III. Работа по теме урока.
  В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
  Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница  копеечная.
  Иконопись, облегчить, облегчим,  красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
 

  1. Просмотр презентации «Бендеры – ты в моем сердце!»




























2.   Выразительное чтение       стихотворения  Л.Литвиненко       учителем.

                        Бендеры

Я в Бендерах  люблю и осеннее золото,
И зеленую кипень  стозвонной весны, седую историю этого города,
Эту крепость ,  уснувшую средь тишины.
А когда-то земля  здесь стонала от грохота,
Здесь восторженный Пушкин когда-то бродил,
В каждом  камне-история, в каждом-эпоха,
Здесь Ткаченко  рабочих  в атаку водил.
Я люблю старый  парк с погрустневшими кленами,
Посидеть в нем,  пройтись, помечтать – всё равно.
Я люблю эти  улицы нежно-зеленые,
Шум фонтана под  ивой напротив кино.
Я гулял здесь когда-то с друзьями –  мальчишками,
Уносился мечтой  в голубые края.
Я люблю этот  город, где школьными книжками
Так не вовремя  кончилась юность моя.

3. Беседа по стихотворению.

  • Ребята, смог ли автор передать прелесть нашей земли, её неповторимость?
  • Давайте попробуем убрать из текста имена прилагательные. Что изменилось? (текст сухой, нет точности описания. Автор не смог детально описать красоту и неповторимость нашего города, т.к. из текста изъяты красочные прилагательные (эпитеты) ) 
  • Как вы думаете, какова роль прилагательных в тексте? (для точности , яркости, выразительности речи)
  • Творческая работа с текстом в группах (учащиеся самостоятельно  трансформируют и дополняют текст).
  • Давайте попробуем сами побыть немного в роли поэтов и писателей, передадим красоту  и своеобразие нашего края, вставив подходящие по смыслу прилагательные в предложенный вам текст.

Задание: подберите и  вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные, так чтобы получился  текст, передающий красоту и своеобразие наших мест.

На … берегу  Днестра в … месте, среди … полей и лесов под  … небом расположился … город Бендеры. Природа здесь … . … поля тянутся вдаль. …  лентой вьётся … река. Лучи солнца озаряют … отблесками её … поверхность. В …  синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснётся  их, и они споют … песню о нашей … стороне.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК (для слабых).
  Золотистый,  бездонный, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый,  лёгкий, родной, замечательный, сухой, сибирский, старинный живописный, высокий,  необъятный, величавый, разнообразный, ровный, великолепный, могучий,  зеркальный, чистый.

 4. Подведение итогов работы: чтение творческих  работ учащимися. 

5. Беседа. 

  • Какова основная мысль текста? (любовь к родному краю)
  • Какие изобразительные средства использовались вами для выражения основной мысли? (эпитеты)

Вы хорошо справились с заданием.  Оцените себя, заполнив маршрутный лист. А сейчас вспомните, пожалуйста, что  такое имя прилагательное ( ребята рассказывают правило)+ один из учеников  рассказывает сказку про имя прилагательное  А хотите послушать сказку о том, как появились  у прилагательных род, число и падеж?
  Итак,  давным-давно, в старые, давние времена появились на свет прилагательные. И были  они чудненькие, хорошенькие, с покладистым характером, но вот беда: не было у  Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
    – А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, –  мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.
    Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои  формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих  пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них  напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

 
 6. Опрос учителем.
 

  • Что такое имя прилагательное?

7. Заполнение  маршрутного листа.
 8. Слово учителя.  
                                                      Пушкин в наших краях

    Когда-то давным-давно  по нашему родному краю шёл твёрдой и уверенной  походкой знаменитый писатель и поэт  А.С.  Пушкин. Он посетил многие места, впечатления от которых описал в повести  «Полтава», « Цыганы», тут под раскидистым  клёном он начал писать  знаменитый роман  « Евгений Онегин» . И вот что он  написал  о нашем родном городе Бендеры . 

В стране — где мельниц ряд крылатый
Оградой  мирной обступил
Бендер  пустынные раскаты,
Где  бродят буйволы рогаты
Вокруг  воинственных могил, —
Останки  разоренной сени,
Три  углубленные в земле
И  мхом поросшие ступени
Гласят  о шведском короле.

Задание:    Выполнить синтаксический разбор последнего  предложения.

9. Заполнение  маршрутного листа.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия.
  Ребята,  вот и подошла к концу наша небольшая прогулка по родным местам и маленькая  экскурсия в прошлое.
  Какие  знания нам пригодились, чтобы совершить нашу экскурсию?
  Давайте  передадим ваши впечатления в синквейне.
  Что  такое синквейн? (Пятистрочное  стихотворение)

     
  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
  • Вторая строка – характеристика темы
  • (двумя прилагательными) 
  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть  темы

Пример:

Небо
Бездонное и безграничное
Притягивает, завораживая, окрыляет
Ну, вот и полетели…
Свобода!)
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
   

V. Домашнее задание.

VI. Выставление оценок.

Приложение 1
  МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ УЧЕНИКА (-ЦЫ)___________________________

                                                                                                   

ТЕМА

ОЦЕНКА

         
  1. Умею видеть прилагательные в предложении

О

         
  1. Умею изменять, дополнять и моделировать текст с помощью прилагательных.

О

         
  1. Знаю правило « Имя прилагательное»

О

         
  1. Умею определять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных.

О

         
  1. Умею выполнять разборы: фонетический и морфемный

О

         
  1. Умею на слух выявлять прилагательные из текста.

О

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

О (зелёным) – ошибок НЕ СДЕЛАЛ.
        О (жёлтым) – допущена ОДНА ошибка –    правило нужно повторить.
    О (красным) – допущены ДВЕ или БОЛЕЕ    ошибки – правило нужно выучить.

                                       Раздаточный  материал


  1.    Стихотворение Л. Литвиненко   « Бендеры»

Я в Бендерах  люблю и осеннее золото,
  И зеленую кипень  стозвонной весны, седую историю этого города,
  Эту крепость ,  уснувшую средь тишины.
  А когда-то земля  здесь стонала от грохота,
  Здесь восторженный Пушкин когда-то бродил,
  В каждом  камне-история, в каждом-эпоха,
  Здесь Ткаченко  рабочих  в атаку водил.
  Я люблю старый  парк с погрустневшими кленами,
  Посидеть в нем,  пройтись, помечтать – всё равно.
  Я люблю эти  улицы нежно-зеленые,
  Шум фонтана под  ивой напротив кино.
  Я гулял здесь когда-то с друзьями –  мальчишками,
  Уносился мечтой  в голубые края.
  Я люблю этот город,  где школьными книжками
  Так не вовремя  кончилась юность моя.

                                                                                 (Л. Литвиненко)

 2.       Задание: подберите и  вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные, так чтобы получился  текст, передающий красоту и своеобразие наших мест.

 

На  … берегу  Днестра в … месте, среди …  полей и лесов под … небом расположился … город Бендеры. Природа здесь … . …  поля тянутся вдаль. … лентой вьётся … река. Лучи солнца озаряют … отблесками её  … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. …  ветерок коснётся их, и они споют … песню о нашей … стороне.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК 

Золотистый,  бездонный, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый,  лёгкий, родной, замечательный, сухой, сибирский, старинный живописный, высокий,  необъятный, величавый, разнообразный, ровный, великолепный, могучий,  зеркальный, чистый.

Категория: русский язык | Добавил: superlicey
Просмотров: 4557 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Лидия Семеновна  
0
http://doc4web.ru/russkiy-yazik

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]