Классный час «Дети Войны»
Подготовка: разучить с учеником стихотворение Мусса Джалиль «Варварство», разучить с ученицей песню «Прости меня дедушка», дать всем ученикам задание: поговорить с родителями о ВОВ 2, почитать о ней, посмотреть передачи и т .д, ответить на вопросы: Кто такие пионеры, в каком году началась ВОВ 2, кто такой Гитлер, Сталин, что такое оккупация, концлагерь.
Цели:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к родине и народу, защищавшему её.
- Углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя.
- Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
Ход классного часа:
Звучит весёлая музыка 30х годов.
- Дорогие ребята, вчера мы всем городом, всей нашей республикой ПМР, всей Россией праздновали День Победы. Правда? Кто ходил на парад? Кто возлагал цветы погибшим в Великой Отечественной Войне? Молодцы, те, кто ходили, а те, кто в этом году не пошёл обязательно пойдёт в следующем и будет ходить каждый год, пусть это станет у вас доброй традицией, потому что те люди, которые погибли, они защищали нас, нашу страну, они боролись за то, чтобы мы с вами жили сейчас под мирным небом.
-Сегодня наш классный час посвящён Детям Войны, тем кто пережил этот страшный период в истории человечества и тем, кто погиб, храбро сражаясь за Родину и за мир на Земле.
Звучит музыка «Ах, война, что ж ты подлая сделала» (сначала весёлая, потом слышны взрывы)
25 сек
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась война.
Великая Отечественная война – великое испытание для русского народа.
Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом.
Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
Они отдали своё детство за победу!
Продолжается песня со слайдшоу.
Среди тех, кто защищал Родину, было много детей. Я хочу рассказать вам об этих девчонках и мальчишках, которые стали героями Великой Отечественной Войны:
(презентация)
Марат Казей
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена его мама, и, вскоре, Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой пионер Марат Казей ушел к партизанам в лес. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась всего одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вел один на один с вражеским генералом. Граната, брошенная мальчиком подбила машину. Из неё выбежал гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его.
В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их в Москву.
Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…
2 апреля 1944 года опубликован приказ Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану звания Героя Советского Союза
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалёку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация « Юные мстители », и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведывательную деятельность.
… Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Отважная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда город захватили фашисты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушёл к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.
На его счету шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён орденом отечественной войны I степени, медалью « Партизану Отечественной Войны » 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.
-Список героев можно долго продолжать. Я рассказала вам о нескольких ребятах. Они были вашими ровесниками. Кто-то постарше, кто-то одногодки. Их жизнь, их подвиг, их человеческие качества всегда будут для нас примером.
Песня и клип «Дети Войны»
-О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, и мы порой, живя рядом с ним, не знаем о его детстве, юности.
О событиях тех лет мы сейчас с вами узнаем от Ивана Григорьевича Бруса – жителя города Бендер.
Видео - интервью с Иваном Григорьевичем Брусом. (примерно 15 минут)
00:00-3:47
22:57-26:17
-В то время у заключённых в концлагерях вместо имён были номера
35:55-39:19
42:43-43:25
-Так, Иван Григорьевич выбрался из концлагеря, но на этом его испытания не закончились. Но, слава богу, он смог пережить все тяготы тех времён и жив до сих пор и смог передать нам свои воспоминания.
-Свои впечатления передал нам и великий поэт Герой Советского Союза Муса Джалиль, который в 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года.
Одно из его стихотворений нам сегодня прочитает Никита Стан. («Варварство»)
- Страшная война уносила жизни, никого не щадя. Погибали дети не только на фронтах, в концлагерях, но и в оккупированных фашистами городах. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря в 12ч. 30 мин. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
-Таню удалось спасти от голодной смерти. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, дети, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Я хочу, чтобы вы помнили о героизме своих ровесников во время войны, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.
Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших прадедушек и прабабушек, передавая её из поколения в поколение.
Я надеюсь, что нам никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.
И завершит наш классный час Кристина Руденко с песней «Прости меня, дедушка».
Песня Кристины «Прости меня, дедушка»
Мусса Джалиль «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!